«Мы их душили, душили…» – Как Кучма учил таврийцев и русинов «родину» любить

  Автор:
  179

От Кравчука до Зеленского: хроники государственной русофобии. Часть третья.

Предыдущую статью, посвящённую принудительной украинизации образования, языковой реформе и саботажу Европейской хартии региональных языков, мы закончили на том, что в 1996 г. правительство «Европейской державы» разработало программы украинизации русскоязычных регионов, удушения русскоязычной прессы, культуры и даже науки.

Ваш покорный слуга, например, при написании диссертации уже должен был определяться, что будет на обязательном украинском языке – основной текст или автореферат. Выбрал, конечно, автореферат. Хотя в чём смысл автореферата (рассылаемого во все профильные издания и библиотеки мира) на украинском, если его не смогут прочесть? Ещё ладно, если тема, допустим: «Геостратегические и геополитические детерминанты перехода с мягкого «г» на твёрдое «ґ» в модерновой украинской мове – исторические и лингвистические прецеденты эпохи Триполья в средиземноморском регионе расселения протоукров». Она, увы, современн… э-э.. модерновое Средиземноморье, волнует мало. Но тематика моей диссертации – о возможности захоронения чернобыльских радиоактивных отходов в геологических формациях – простите за нескромность, до сих пор остаётся актуальной для всей Европы. И не столько с научной точки зрения, учитывая, как будоражат не только украинское общество, но и соседей Украины периодически подновляющиеся сообщения о создании в Чернобыльской зоне международного ядерного могильника практически на поверхности.

Но вернёмся в 1996 г. 

Тогда на Украине было прекращено прямое вещание первого российского канала (тогда ОРТ), Ещё в 1992 г. прекращена трансляция «Радио-1», а в 1994 г. – радиостанции «Маяк». Тогда же из зоны уверенного приема было исключено РТР. К концу 90-х — началу 2000-х с Украины оказались вытеснены и печатные издания. «Украинская пропагандистская машина, не слишком эффективная и лишенная интеллектуальной составляющей, в условиях информационной монополии оказалась достаточно действенным средством, – вспоминал киевский политолог Ростислав Ищенко. – Конечно, желающие могли достаточно легко получить альтернативную информацию (в конце 90-х лавинообразно развился интернет и появилось кабельное телевиденье, – Д.С.), но ведь большая часть населения политические новости всегда получает из наиболее доступных источников».

Безальтернативность информации для большинства её потребителей позволила перейти от мягких вариантов украинского шовинизма и развернуть «наиболее подготовленную» часть общества к восприятию неонацизма. Галицкие фашисты становились рукопожатными в истеблишменте и вхожими на телеканалы. Конечно, даже они ещё не решались прославлять Бандеру, Шухевича, дивизию СС «Галичина» и шуцман-батальоны, но идеологов ОУН в 1999 г. я уже изучал в аспирантуре по программе Института философии НАН Украины (директор – упоминавшийся в первой части Мирослав Попович).

Одновременно преподавание гуманитарных дисциплин переводилось и в системе среднего образования на русофобские рейки. Только фонд Сороса выпустил более 90 наименований учебников и пособий по истории (подготовленных, в основном, канадской диаспорой), где Россия изображалась «извечным и главным историческим противником Украины».

Вот рисунок из учебника для средней школы, смакующий «разгром» «украинским войском» (на самом деле, польско-татарским) «москальских оккупантов» в т.н. «Конотопской битве». Что при этом должен был чувствовать русский ребёнок, «педагогов»-сорососов волновало мало.

Наконец, в вышедшем под авторством Кучмы катехизисе украинства под названием «Украина – не Россия» Кучма вывел УПА продолжателями «святого дела борца за независимость Украины» – Мазепы (хотя никакой Украины тот, естественно не знал, намереваясь передать Малороссию Польше, а сам заполучить парочку белорусских уделов). Леонид Данилович очень радовался, что именно при нём лик Мазепы явился на национальной валюте.

Крым и рым

Новороссийские регионы, и в первую очередь, автономный Крым этому пытались сопротивляться. Впрочем, реальную автономию русского полуострова Кучма ликвидировал в первые же месяцы своего президентства. 17 марта 1995 г., Верховная Рада приняла постановление, которым упразднялся институт президента Крыма. «Это произошло вопреки всем международным нормам и сегодня может послужить одним из доказательств незаконности нахождения полуострова в составе Украины, грубого игнорирования прав крымчан со стороны Киева, – писал первый и последний президент Республики Крым Юрий Мешков. – Захват Крыма силой оружия явился ни чем иным как фактом оккупации Крыма Украиной». Украинский спецназ тогда захватил здание Верховного Совета Крыма. Командовал операцией лично министр внутренних дел Украины.

Вслед за этим правительство Украины приступило к реализации вышеупомянутых программ принудительной украинизации. 31 июля 1996 г. кабмин направил правительству Крыма письмо 14056/2 «О мерах, направленных на идеологическое обеспечение статуса Крыма как составной части Украины». План мероприятий в осуществление этого распоряжения был разработан под руководством вице-премьера АРК Умерова (сегодня замглавы т.н. «Меджлиса крымскотатарского народа»).

В соответствии с этим планом 27 августа 1997 г. Совет министров Крыма принял постановление «О программе развития сети общеобразовательных учреждений, классов с украинским, крымско-татарским языками обучения, школ и классов с двумя языками обучения». При этом спроса на украинские школы в Тавриде не было от слова вообще.

Что же касается высшего образования, то 15 декабря 1997 г. замминистра культуры Украины с характерной фамилией Рожок, ссылаясь на поручение кабмина Украины от 27.11.97 г. потребовал предоставить график перевода всех вузов Тавриды на украинский язык преподавания. Что повлекло массовое сокращение преподавательского состава с постепенной заменой его на прибывших с «большой Украины». Покинуть вузы, а порой, полуостров вообще вынуждены были даже доценты и профессора. Так, на филологическом факультете Симферопольского университета из 25 сокращенных ставок 23 пришлось на отделение «Русский язык и литература».

Так булО ещё недавно
Так булО ещё недавно

20.08.97 г. начальник Главуправления юстиции в Крыму издал предписание (№1230/0112) всем нотариальным конторам в течение полутора месяцев перевести делопроизводство и оформление нотариальных документов на украинский язык.

Высший представительский орган республики пытался сопротивляться произволу, приняв 15.10.97 г. постановление (№1337-1) «О функционировании русского языка на территории Автономной Республики Крым». Согласно этому документу, русский был признан официальным языком и языком делопроизводства на территории полуострова, а язык обучения в АРК определялся «с учётом права граждан на свободный выбор». Однако прокурор Крыма В. Шуба, во исполнение окрика Кучмы, подписал представление (№7-399 от 27.10.97 г.), по которому данное постановление ВС АРК якобы не соответствовало конституции и законам Украины. Из определения следовало, что высший представительский орган автономии не вправе заниматься вопросами функционирования языков в республике (кстати, тогда же украинской прокуратурой было признано незаконной аналогичное постановление Харьковского горсовета).

В итоге «комплекса мер» уже к началу нового тысячелетия количество часов, отведенных в школах Тавриды на русский языка и литературу, сократилось на 35%. Русская литература была включена в общую программу «мировой литературы», тогда как украинская стала «родной». Соотношение часов на изучение русского и украинского языков составляло 1:3.

Ну и, разумеется, история преподавалась по тем же соросовским учебникам, что по всей Украине.

Украина русинам: «ваши проблемы»

Как мы упоминали в предыдущей главе, в том же 1991 году, когда свою автономию восстановили жители Тавриды, за возобновление статуса самоуправляемой территории проголосовала Подкарпатская Русь (ныне, большей частью, Закарпатская обл. Украины). 78% закарпатцев выступили за восстановление статуса, предусмотренного ещё Сен-Жерменским договором 1919, и осуществлённого в составе Чехословакии в 1939 г.

Подкарпатская Русь по состоянию на 1918 г.
Подкарпатская Русь по состоянию на 1918 г.

«Русины снова честно выполнили свою историческую миссию – держаться восточного православного массива славян, – заявлял по итогам референдума 1991 г. председатель Сойма подкарпатских русинов, депутат Закарпатского облсовета протоиерей Димитрий Сидор. – Русинам Бог судил жить в Украине. Почти полтора миллиона русинов живут в США, Канаде, Австралии, Югославии, Словакии, Польши, Чехии, Румынии, Венгрии и везде они свободно признаны самостоятельной национальностью кроме Украины, где с этим вопросом украинская власть безосновательно и противозаконно медлит. …Мы, русины, полны желания быть на Украине вместе с украинцами и другими, именно государствообразующим народом с правом равноправно жить в этом государстве, творить добро, беречь Православную Церковь и смело смотреть в завтрашний день. Но при этом смело напоминаем, что в имени «украинец» не существует, к сожалению, древнего корня «рус», а, следовательно, не может Украина считаться только одной лишь правопреемницей Киевской Руси. Тем более непонятна варварская ненависть некоторых украинских чиновников к самому слову «русин». Может, высшие украинские власти и задались целью искоренить не только имя «русин», но и саму память о Киевской Руси, при этом же еще и туманить головы своим гражданам о супердревности украинской нации и провокационно называть земли Словакии, Польши и Югославии (район Бачка — Русский Керестур) этническими украинскими землями, потому что на них живут этнические русины, которых Киев хочет признавать только извечными украинцами. Поэтому… миссия русинов Закарпатья – также и охлаждать горячие головы украинских этнофантастов III тысячелетия».

Прот. Димитрий. Фото автора
Прот. Димитрий. Фото автора

«В духовном плане мы, русины, хотим с православной верой, любовью и надеждой жить, трудиться и ждать Второго Пришествия Христова. При этом мы хорошо помним, что Христос Господь обратится к нам, русинам, на Праведном суде именно на материнском русинском языке. И горе будет нам, русинам, если мы не поймем Господа, не узнав своего языка», – подчеркивает о. Димитрий. – За свою же честно выполненную миссию, надеемся правдиво получить награду от Бога – спасение души и Царство Небесное».

Отмеченная предводителем подкарпатских русинов «этнофантастика», стала, однако, «документалистикой». Во исполнение поручения кабмина госкомитет Украины по делам национальностей разработал закрытый («строго конфеденциально для служебного пользования») «План мероприятий по решению проблем украинцев-русинов». Вдумаемся в название – не проблемы самой Украины, многонационального государства, сшитого из совершенно разных лоскутков, но, тем не менее, закрепившего в своей конституции унитарность и «целостность» (ст. 2). «Проблемы», да ещё во множественном числе, были придуманы русинам. Чье единственное желание – сохранить самобытность.

И вот каким образом, перекладывая со своей больной головы на здоровую, Украина принялась решать эти «проблемы».

Собственно, все точки над «і» расставлялись в первом же предложении секретного документа: «Четко очертить и задекларировать, базируясь на положениях Конституции Украины, в частности ее статьи 2, позицию Украинского Государства относительно бесперспективности идей обособления или автономизации Закарпатья на любой основе – культурной, этнической, административно-территориальной и т.п.». Кстати, то, что в «унитарном государстве» существовала автономная республика Крым, когнитивный диссонанс у «можновладців» не вызывало. Нечему было диссонировать, как уже отметил выше Ростислав Ищенко, имевший короткое счастье поработать в те годы в украинском МИДе.

«Осуществить систему мероприятий, направленных на закрепление позиций украинскости Закарпатья (язык, культура, подбор кадров и др.)», – как это было опробовано в Тавриде, добавим.

«Предотвратить проведение локальных референдумов с целью определения «самоидентификации» украинцев Закарпатья (русины или украинцы), учитывая, во-первых научную некорректность постановки такого вопроса в принципе и, во-вторых, живую традицию давнего самоназвания «русин», что может повлиять на результаты такого опрашивания и дальнейшую политическую интерпретацию его последствий (проведенное в Восточной Словакии подобное опрашивание дало так называемые «законные основания» для признания русинов Словакии отдельной нацией)». Как видим, «научная некорректность» с точки зрения «научных фантастов», и некая «живая традиция» стали основанием для вопиюще антиконституционного запрета на референдумы. Прорыв в теории государства и, прошу прощения, права!

«Осуществить систему мероприятий по идеологической, материальной, кадровой и культурной поддержке украинских общин Восточной Словакии, Венгрии, Румынии, Югославии, Польши…». Другими словами, выявить иванов, не помнящих родства, и через них наладить распределение бочек с варенья и корзин печенья согласившимся признать себя украинцами. Пожалуй, самый фантастический пункт, учитывая подлинно глобальную систему «распилов» и «откатов», в которой до конечного адресата доходили лишь крохи от печенья, что никоим образом не могло стимулировать массовость «украинского движения» в куда более благополучных тогда реципиентах западной помощи.

«Расширить подачу в средствах массовой информации материалов о Закарпатье, акцентируя внимание на том, что этот регион является извечной украинской землей, а местные украинцы — неотъемлемой составной частью украинской нации». Ну да, лет, эдак, миллион: с момента появления протоукров – прародителей всего человечества. Только, почему-то главная вершина Украины т.н. Говерла ещё в прошлом веке называлась г. Русская.

Наконец, Генпрокуратуре и МВД вменялось в обязанность «осуществить предупредительно-разъяснительную работу с лидерами и активистами движения «политического русинства»… применять к членам незарегистрированного областного «Общества подкарпатских русинов» и созданного ним «временного правительства» соответствующие нормы действующего административного и уголовного законодательства».

Подкарпатские русины, прошедшие в течение столетия через Сигет-Мармарошские процессы, ужасы и концлагеря от прославляемых сегодня создателей «Карпатской Украины», однако, не дрогнули. На IX Всеславянском Соборе в Ужгороде 8-9 мая 2002 года они потребовали от властей Украины «восстановить историческую справедливость: вернуть им законное этническое имя «русины» и право признания коренным народом на своей земле».

«Мы, русины, выполняем и свою, Богом данную миссию, а именно: снова и снова напоминаем трем братским славянским народам (русским, украинцам, белорусам), что именно они являются сепаратистами, разделившими единую духовно-историческую Киевскую Русь на отдельные части. Время одуматься и сделать все возможное, чтобы сохранить высокодуховную православно-славянскую цивилизацию в противовес западной (секулярной, а скоро и оккультно-безбожной), – заявил глава Подкарпатского Сойма. При этом он подчеркнул, что «именно на Украине каноническая Церковь стала объектом нападок со стороны государственных мужей, которые создали себе карманные автокефальные группировки».

О том, как именно при Кучме шла борьба с Православием – основой единой русской цивилизации, мы и поговорим в следующем материале нашего цикла.

«Фонд стратегической культуры»

Источник

Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук